Валерий Калмык
На подходе к первому за почти десять лет объединительному поединку в супертяжелом весе — попытка анализа. Надеюсь, никого не замучу до смерти этими скучнейшими наблюдениями и пережевыванием давно известной информации.
Спортивное прошлое
Султан Ибрагимов (СИ) и Владимир Кличко (ВК) — продукты советской любительской школы бокса. ВК добрался до самого верха в любителях, став Олимпийским чемпионом, СИ прославился в основном своим выступлением против Феликса Савона, став «серебряным» призером ОИ. Оба стали чемпионами в профессионалах, но пути у них были очень разными. Профессиональная карьера СИ была относительно ровной, без особых драм. Путешествие ВК пролегало по более тряским маршрутам. Он умудрился поймать несколько серьезных ям по дороге, но после капитального ремонта ходовой (спасибо механику Стюарту) выглядит совсем как новый. Причем, теперь он готов не только к зеркальной глади autobahn-ов, но и к бездорожью всех стран мира.
Мотивация
Заявления ВК в основном сводились к желанию обладать всеми титулами (WBC, WBA, IBF, WBO) на пару со своим братом. Честно говоря, не припомню конкретного заявления ВК о том, что он хочет быть абсолютным чемпионом. Или что он верит, что обязательно им станет. Поправьте меня, если я ошибаюсь. А пока считаю вопрос мотивации ВК открытым. Чего именно он хочет? Быть лучшим — само собой. Но это как-то слишком уж в общих словах. Тут надо бы поконкретней: хочу быть абсолютным чемпионом мира, самым крутым боксером на планете и порвать всех на немецкий крест. С мотивацией СИ тоже не все ясно. То проскальзывают слухи о скором выходе на пенсию, то строительный бизнес вдруг замаячил, то родной папа хватается за сердце… Короче говоря, у СИ с этим делом еще хуже. Стать абсолютным чемпионом и сразу уйти? Слабо верится, что такая цель может заставить по-настоящему попотеть. Слишком уж это близко к запасному варианту — ну, не получилось и ладно, все равно хотел уходить.
Характеры
ВК столько раз били и роняли на канвас, что другой бы уже послал к чертовой матери весь этот бокс со всеми ихними долбаными поясами. Значит, что-то позволяет ему продолжать? Что-то толкает его дальше? Значит, ему все мало? Люблю я, говорит ВК, этот долбаный бокс. А это уже очень много. Это уже — менталитет бойца. Значит, если не совсем ясна мотивация, то остается характер. Ну любит он бить людей! Так любит, что согласен с тем, что может оказаться на полу. Что касается СИ, то всю эту романтическую дребедень про горцев и их горячие сердца я даже рассматривать не буду. СИ еще ни разу не был на краю, не стоял одной ногой по ту сторону обрыва. Он сосредоточенный и хладнокровный в ринге, это верно. Но реального испытания воли у него пока не было.
Реакция на толпу
Однажды ВК так раздухарился от подбадривающих криков толпы, что сам не заметил, как оказался в нокауте. Помню одну свою школьную драку: чувствую, метелят меня, даже по очкам не выигрываю. А «свои» кричат: «Давай! Ты его достал! Давай еще! Он сопляк!» Ну я и давал. Ничего не видел перед собой, но их ОТЛИЧНО слышал. И давал… Растащили нас, конечно. А я потом гляжу, у меня оба глаза подбиты, из носу кровь, зуб шатается, да еще форменный темно-синий пиджак с серебристыми пуговицами — в лоскуты. Дома, значит, бонусный раунд, конечно… Я не уверен, что на боях СИ вообще есть настолько сильная поддержка в рядах зрителей, чтоб заглушить все вокруг и повлиять на него. Поэтому, мне любопытно, проходил ли СИ медные трубы? Оглушительно ревущие медные трубы? Поединок пройдет в MSG. Народу будет много. На американской земле яростных противников ВК не намного меньше, чем преданных сторонников. Всем, кто болеет против ВК, не обязательно быть фанами СИ, они будут скандировать чье угодно имя. Так что шум — будет. Скажете, я слишком много значения придаю этому в общем-то второстепенному фактору? Не знаю, не знаю. Ведь он может быть помножен на…
Стресс БОЛЬШОГО боя
Понятное дело, этот поединок — самое большое СОБЫТИЕ в супертяжелом весе за много лет. Объединение поясов! Это очень волнующий момент. Самым «большим» (как американцы говорят: big fight! — и размер тут совершенно ни при чем) боем СИ был его титульный поединок против Бриггса. Но кто такой Бриггс… Холифилда, который мог бы привлечь немало народу в залы Америки, увезли в Москву. Но там, к сожалению, с замиранием сердца переживают только за Татьяну Нафку с Вилле Хаапсалло, да еще обгрызают ногти, волнуясь за судьбу Алены Водонаевой — ах неужели эта сволочь Меньщиков таки изменит ей с этой стервой Бузовой? В общем, трудно сказать, насколько глубоко СИ позволил значимости этого события проникнуть в свое сознание. Он создает впечатление очень уравновешенного, спокойного человека с непробиваемой психикой, но… как тогда объяснить бесконтрольный психоз на пресс-конференции с Уитакером? В этом что-то есть, сдается мне. Значит, и он подвержен стрессам и переживаниям. Все это улетучивается с первым пропущенным ударом, конечно, но тут ведь есть разница, кто бьет…
Перейдем к первичным факторам. Исход боев решают…
Стили
Тут все более-менее понятно. Кличко — классический outside боксер, с классическим джебом, классическим правым прямым и хорошим левым боковым ударом. Свои поединки он превращает в соревнование по атлетизму и обученности, быстро находит свой ритм и заставляет соперников держать средний темп. Защищается в основном разрывом дистанции, иногда решается на упреждающие атаки, но в целом действует довольно монотонно и прямолинейно. В супертяжах нет боксеров его роста с такой же скоростью, поэтому самые неприятные для него соперники — это свормеры или слаггеры, в меньшей степени.
В общих словах: "свормер" — это тот, кто всегда атакует, всегда идет вперед, сквозь встречный огонь, и забрасывает соперника большим количеством ударов на средне-ближней дистанции. Как правило они низкие, плотные, работают в очень компактной стойке и действуют комбинациями из коротких, быстрых ударов. "Слаггеры", не обладая особой техникой или обученностью, стараются перевести поединки в открытую рубку, размен. Их стихия — драка, а не бокс.
Лучший поединок ВК — победа в 6-ти раундах над Реем Мерсером. По поводу СИ часто можно услышать мнение, что это агрессивный боксер атакующего плана. Ну, в добивании все агрессивные, может быть, в этом кроется заблуждение. СИ — очень хороший контрпанчер. Лучшее его выступление — победа ТКО над Лэнсом Уитакером. СИ левша, и этим все обусловлено. Его задача — вытянуть на себя, уйти от атаки справа и пробить на поражение в образовавшуюся дырку. СИ обладает интуитивной защитой и хорошими рефлексами, и по нему трудно попасть. Он не свормер и не слаггер. Но он левша.
Физические параметры
ВК выше, тяжелее СИ, и у него больше радиус атаки. Верхняя часть тела у него развита лучше, чем нижняя, что типично для «прямостоящих» классиков, движущихся преимущественно назад или по кругу. У СИ баланс смещен в пользу нижней части тела, следовательно, он может быстрее ускоряться при движении вперед. Вообще, телосложение очень подходящее для свормера, даже немного странно, что он постоянно держит дальнюю дистанцию. Вероятно, все дело в том, что для настоящего in-файтера ему не хватает стойкости к ударам. Но он левша.
Противоударная стойкость
Этот фактор можно назвать критичным у обоих соперников. ВК уже даже свыкся с тем, что периодически посещает канвас. А, нехай роняют, все равно победю. СИ тоже хорошо справился со своими нокдаунами. Но радоваться нечему! Во-первых, есть предел для любого человека, а во-вторых, с нынешнеми рефери не особенно поваляешься, досчитает до трех и замашет, гад, руками. Кричи потом «Ноу!» что по-украински, что по-аварски, это уже до фонаря будет.
Секунданты
Или углы. Или команды. Как угодно. У некоторых боксеров возникает настолько тесная связь с тренерами, что это чуть ли не до мистики доходит, чуть не до телекинеза. Горе сопернику такого боксера, ведь его в ринге бьют сразу двое. Если, конечно, у него самого нет такой же связи со своим тренером. Ну и, само собой, качество тренера немалую роль играет. ВК и Стюард в этом плане — почти семья. Так долго вместе, так тепло смотрят друг на друга — ну очень трогательное зрелище. А вот СИ с Мейвезером сравнительно недавно. Иногда тренеру хватает пары-тройки лет, чтобы передать ученику все или почти все свои знания. А иногда и за 10 лет нельзя выйти на такой уровень взаимосвязи. Особенно обидны для тренера поражения, когда после боя кусаешь локти: а я ведь знал, знал, что надо было делать, но его этому не научил, и было уже поздно!
Тактический арсенал
Удары разные нужны, удары разные важны, но в первую очередь нас интересует бронебойное оружие соперников, их завершающие удары. Их bread-and-butter-, money- и sunday- панчи. От оценки главного оружия соперника пляшет вся тактика и план на бой. У СИ это левый кросс вразрез, левый кросс поверх руки, левый апперкот, левый хук и правый хук, причем правая рука СИ является «ударной» в значительно меньшей степени, чем левая. Как правша ВК сильней всего бьет справа, но это в основном правый прямой, иногда хук. Однако, главная у него все-таки левая рука. Это lead левый хук, а также удар слева со сменой траектории — левый хук после джеба (или имитации джеба). Чисто арифметически похоже, что СИ обладает преимуществом. Да он еще и левша. Почему-то считается, что именно перед СИ будут стоять непосильные задачи, а ВК, мол, спокойно отбегается раундов шесть-семь и завершит бой в привычной для себя манере. Не знаю, что там будет в ринге, но на бумаге выглядит все наоборот. Задачи решать будет ВК, а СИ будет делать то, что делал всегда. Потому что поверх всех вышеперечисленных факторов ложится еще и…
Фактор левши
Если честно, то левши — это порядочные везунчики (ничего личного в отношении СИ!). Судите сами:
— правосторонняя стойка сбивает ваш тайминг;
— против правосторонней стойки сложней выбрать правильную дистанцию;
— правый джеб левши нарушает ваш ритм;
— левши лучше защищены от джеба (они его сбивают или с удобством контратакуют, что еще хуже);
— правый контр-кросс левши быстрее левого хука правши благодаря расположению плеч;
— и, наконец, эти везунчики ПРИВЫКЛИ драться с правшами!
Но, конечно же, не все так плохо и безнадежно. Иначе они бы всегда выигрывали, эти левши. Существуют противоядия, контрмеры. А бывали и такие боксеры, которые вообще чхать хотели на стойку соперника. Костя Цзю, например, этих левшей бил как хотел.
Можно покопаться и найти противоядие например в том, что левши являются преимущественно контрпанчерами. Или в том, что на выгодной дистанции стойка теряет свое значение. Самая фатальная дистанция в бою с левшой — средняя. В ближнем бою уже неважно, как он там стоит, а если на твоей стороне преимущество в радиусе атаки, то и на дальней можно вполне успешно с ними биться.
Бой
Я не дам прогноз на бой. Я всего попытаюсь рассмотреть, как и что они будут делать. СИ — левша контрпанчер с интуитивной защитой. Верный своей манере, он скорей всего будет работать вторым номером и ждать промаха ВК справа. Эпизодически СИ будет предпринимать проходы под джеб, бить короткие комбинации и снова уходить в защиту. Он верит в свою скорость, верит, что сможет поймать ВК, обойдясь малой кровью. Он действительно быстрый и довольно скользкий. Его нельзя тупо задавить огнем и замочить у канатов, как какого-нибудь Шаффорда или Боту. Значит, его нужно переиграть. Когда знаешь, какая атака последует, ее можно отбить или опередить. Пораскинув своим убогим умишком, я решил, что следующие действия могут принести победу над СИ:
— бить правый кросс в грудь, а не в голову. Силы удара хватит, чтобы остановить контратаку СИ слева, а если она и последует, то уйдет в молоко или потеряет силу;
— ожидать проходы СИ в приват и бить левый хук с джеба. Резкая смена траектории удара обломает подшагивание Ибрагимова, так как он будет готовиться заходить в приват с нырком под джеб, и на нужной ему средней дистанции он встретит не пустоту, а ответный огонь;
— воспользоваться интуитивной защитой СИ и применить против нее финты справа. Так можно предугадать, куда он наклонится, а дальше — дело техники;
— обратить стиль контрпанчера против него самого, заготавливая подставы-ловушки. Например, выманить СИ на атаку длинным левым кроссом, который все равно короче, чем все удары ВК, и сразу пробить навстречу.
Как и обещал, прогноза не будет. Скажу только, что чем скорее этот бой закончится, тем лучше для обоих. 12 раундов боя, в котором все может решить один удар — это слишком долго и опасно.
Не знаю, как вы, но лично я не могу дождаться звука ДЗЫНЬ!!!