Своим звонком я застал чемпиона мира по версии WBA Николая Валуева, которому 20 декабря в Цюрихе предстоит бой со знаменитым экс-чемпионом мира Эвандером Холифилдом, где-то в Германии. Николай как раз делал заказ в каком-то кафе или ресторане, так что разговор получился довольно коротким. Все-таки отрывать человека от еды - это почти хамство. Тем не менее знаменитый боксер нашел возможность ответить на мои вопросы.
- Вам долго искали соперника, пока, наконец, не нашли Эвандера Холифилда. Как вы отнеслись к этому?
- Я никогда не скрывал, что поначалу не хотел этого боя. Нетрудно было догадаться, что будут говорить, что я со стариком дерусь, да еще и по габаритам он мне так уступает. Но потом выяснилось, что ко дню, на который назначен бой, 20 декабря, никого другого найти не удастся, и пришлось соглашаться.
Я не хотел встречаться с Холифилдом вовсе не от недостатка уважения. Наоборот, я очень уважаю Эвандера, он живая легенда и соперник опасный. Победа над ним никому не гарантирована и сейчас. Достаточно вспомнить его бой с Султаном Ибрагимовым, который хоть и выиграл убедительно, но временами ему приходилось нелегко.
Все дело в том, что я в любом случае, как это уже часто со мной бывало, оказываюсь в безвыигрышной ситуации. Холифилду 46 лет, он намного ниже меня ростом, и все будут говорить только об этом, и что бы я ни сделал - этого будет мало. Но когда я согласился на этот бой, мне стало все равно, что там говорили, говорят или будут говорить. За мою жизнь столько всего наговорили, что кожа такой толстой стала... В общем, сейчас я просто готовлюсь к бою.
- Только вот зал опять станет болеть против вас. Все симпатии неизбежно будут на стороне Холифилда. Он и легенда, и старый, и маленький...
- А что тут поделаешь? Зал и так, как правило, болеет за моих соперников. Я как-то уже и привык к этому. Кажется, что иначе и не бывает. Могу только постараться получше выглядеть в ринге.
- Если бы выбор соперника зависел только от вас, с кем вы встретились бы на ринге?
- С одним из братьев Кличко. Но здесь далеко не все от моего желания зависит. Сейчас, похоже, появилась на это какая-то надежда. Вроде бы надумали они со мной драться.
- А вы хотели бы драться с Виталием или с Владимиром?
- С кем получится.
- Однако Владимир пока должен встретиться с Поветкиным, хотя бой и отложили после травмы Александра.
- Ну что тут поделаешь? В любом случае я сказал вам о том, чего мне хотелось бы, а не о том, что сейчас возможно.
- Неизбежный вопрос: как проходила до сих пор подготовка к бою с Холифилдом?
- Как обычно. ОФП мы с моим тренером Александром Зиминым занимались в Японии, на Окинаве. Мы там уже тренировались раньше - и климат прекрасный, и условия. Потом работали дома в Петербурге, начали проводить спарринги, две недели практически каждый день. Пока все идет нормально, никакие травмы не беспокоят, и теперь остались главные спарринги - уже здесь, на тренировочной базе Sauerland Event в Берлине.
- Кто будет вашими спарринг-партнерами?
- Насколько я знаю, Лэрри Дональд. Вроде бы удалось с ним договориться. Я еще просил британского тяжеловеса Майкла Спротта, который работал с Поветкиным. Надеюсь, что получится. Он должен помочь мне подготовиться к Холифилду.
...После этого разговора у вашего корреспондента сложилось отчетливое впечатление, что Николаю не хватает нашей поддержки. Все-таки какая-то хилая у него болельщицкая база, и вина в этом не его, а наша. После любого его боя журналисты начинают неофициальное соревнование, кто круче отстебется по поводу боя Валуева. Аналогичные "турниры" проводятся и на большинстве боксерских форумов.
Так, после достаточно уверенной победы Николая над американцем Джоном Руисом в августе этого года сомнения в результате высказывали в основном не в Америке, а в России. За океаном как раз в большинстве своем и эксперты, и просто болельщики сочли, что, вне всяких сомнений, победил Валуев. Точно такая же картина была и после победы Валуева над канадцем Бержероном год назад. Не буду настаивать, но мне кажется, что это просто свинство и зависть маскируются под объективность.
Опять-таки не хочу судить огульно. Многие болельщики действительно могли решить, что в упомянутых выше боях побеждали противники Валуева просто потому, что симпатизировали "маленькому". Что ж, не являясь квасным патриотом по определению, я не могу осуждать тех своих соотечественников, которые в предстоящем бою будут болеть за Холифилда. Жен многие из нас тоже выбирают себе не по национальному признаку. Сердцу не прикажешь, и сердцу болельщика в том числе, и никакой измены родине здесь нет.
Тем не менее Валуев заслужил от нас большей поддержки, чем та, которую он имеет. Николай достойно представлял свою страну как на ринге, так и вне его. Он заслужил уважение по обе стороны Атлантики не только как боксер, но и как человек, так что не стоит быть святее папы Римского и искать недостатки во всем, что он делает, как это часто у нас происходит. Кроме того, его габариты не являются таким уж неоспоримым преимуществом, как считают многие далекие от бокса люди. Преимущество в росте с лихвой уравновешивается недостатком скорости, что при таких габаритах абсолютно неизбежно, и Валуев - первый гигант в истории бокса, который стал чемпионом мира.
Ну а Эвандер Холифилд действительно имеет шанс оказаться совсем не легким для него соперником. Для того, чтобы понять это, достаточно вспомнить, как он провел последний раунд с нашим Султаном Ибрагимовым во время их встречи в Москве в октябре прошлого года. Тогда создалось впечатление, что Холифилд неправильно рассчитал силы, и у него остался их избыток к заключительному раунду. В этот раз он может рассчитать и правильно.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ