Нейрохирург Йонатан Деген — заведующей центром нарушения двигательных функций и болезни Паркинсона в Герцлийском медицинском центре Израиля, куда обращаются многие именитые боксеры — рассказывает о последствиях лечения. В октябре Деген побывал в Украине на консилиуме в одной из частных клиник Днепропетровска, и дал интервью изданию From-ua. Будучи специалистом в области когнитивной и психологической нейрологии, доктор советует чемпиону WBC в супертяжелом весе Виталию Кличко немедленно прекращать боксерскую карьеру. Особенно это актуально звучит в контексте последних сомнений боксера: то ли уходить с ринга, то ли нет.
— Господин профессор, что привело вас в Украину?
— В наш медицинский центр регулярно обращаются многие украинские спортсмены, и иногда для обследования приходится выезжать в Украину.
— Неужели спортсмены так часто получают травмы головы? Насколько я понимаю, это является вашей основной специализацией.
— Последствия этих травм зачастую сказываются не сразу. Мы видим как футболисты выпрыгивают на мяч, сталкиваются, падают, а потом вскочили и опять бегут. На самом деле, эти столкновения не проходят бесследно для организма. Такие ситуации имеют место в различных видах спорта. Конечно, моими постоянными клиентами являются представители боевых искусств, рукопашного боя. Практически 100% боксеров — даже среди любителей, которые занимаются регулярно и участвуют в спаррингах, в результате постоянных ударов в голову испытывают тяжелые последствия и нуждаются в постоянном квалифицированном медицинском уходе. Если боксер пренебрегает своим здоровьем, результаты будут непредсказуемы — посмотрите на пример Мохаммеда Али.
— Страшные вещи рассказываете.
— Это жизнь. Боксеры — это герои и профессионалы. Зарабатывают кучу денег за каждый бой только потому, что им потом львиную долю заработанного приходится тратить на реабилитацию и лечение.
— К слову, к вам не обращались наши известные боксеры братья Кличко?
— Пока нет. Они уделяют серьезное внимание своему здоровью, и для меня также было бы честью поработать с этими людьми — я ими восхищаюсь, и считаю образцовыми спортсменами. Я мог бы быть им полезен, особенно Виталию. Виталий — великий чемпион, но ему в надо поберечь себя. Я смотрю все его бои. И конечно, я внимательно наблюдал за его боем с Адамеком 10 сентября. Победа была полной, но меня насторожили в поведении Виталия некоторые опасные симптомы, и я хотел бы его предостеречь. Мне кажется, что 40 лет — это тот прекрасный возраст, когда Виталию уже опасно продолжать занятия боксом. Он должен немедленно прекратить бокс. Всех соперников не победишь, Виталий уже стал человеком-легендой, и ему пора серьезно заняться своим здоровьем.
— Что позволяет вам делать такое предостережение?
— Во время боя с Адамеком и на пресс-конференции после боя я как специалист обратил внимание на движение в ринге Виталия. Заметьте, он владел полным преимуществом, но так и не смог нанести ни одного нокаутирующего акцентированного удара по беспомощному противнику. Ему было просто трудно скоординировать свое тело. Вместо ударов Адамек получал просто сильные тычки. Кто-то говорит о плохой ударной технике Виталия, но я утверждаю однозначно — это неврология. Давайте вспомним его прекрасные бои с Льюисом и Джонсоном — неужели он разучился драться? Посмотрите также на манеру речи Виталия, и сравните с записью пресс-конференции перед боем. Разница в поведении весьма значительная.
— Наверное, каждого родителя интересует – насколько опасен для здоровья детей бокс?
— Скажу просто — не пожелаю ни друзьям ни близким, чтобы они отдавали своих детей на бокс. Боксом нельзя заниматься ради удовольствия. Любой нейрохирург и любая книга по спортивной медицине вам скажет одно: процессы разрушения нервных клеток головного мозга происходят даже у тех спортсменов-боксеров, которые занимаются этим видом спорта любительски. Каждое попадание в голову — это микросотрясение мозга. Даже легкий и быстрый удар перчаткой вызывает сотрясение — удар головного мозга о стенку черепа. У обычного человека в течение жизни таких сотрясений насчитывается примерно 30-40. Но профессиональный боксер только за один год спаррингов и боев получает примерно 200-300 сотрясений. В ответ на удар в головном мозге не может образоваться пустое пространство, так как он является несжимаемым и не может сместиться, поэтому происходит столкновение с внутренней стенкой черепа.
— То есть вы хотите сказать, что удары, которые получают боксеры на ринге, приводят к развитию разных болезней, и по происшествию какого-то времени человека трудно называть полноценным?
— Нет, я так не говорил. Я просто констатирую, что у боксеров в 95% случаев наблюдается весьма широкий спектр неврологических нарушений. Мы можем констатировать, что неврологические последствия бокса находятся в непосредственной корреляции с количеством проведенных поединков.
— Можете назвать наиболее частые случаи, с которыми вам доводилось сталкиваться на практике?
— Я изучал этот вопрос достаточно долго, и могу сделать вывод, что после многих годов, проведенных на ринге, у большинства проявляются так называемые транзиторные нарушения. Человек внешне выглядит здоровым, но состояние организма… Речь идет в первую очередь о частых проявлениях амнезии, характеризующихся спутанностью сознания, замедлением и нарушением моторной функции, которые могут быть предвестниками прогрессирующей энцефалопатии. Это хорошо видно и зрительно: посмотрите, как зачастую говорят боксеры по телевизору — замедление речи, несвязанные слова и предложения, часто — откровенные языковые «ляпы».
Боксеры, особенно продолжающие профессиональную карьеру, характеризуется неустойчивым или угнетенным настроением, раздражительностью, расторможенностью, вспышками агрессии, эпизодами спутанности сознания или психотических расстройств, эпилептическими припадками. В последующем присоединяются снижение памяти, брадифрения, изменения личности, апатико-абулические проявления.
— А если боксер старается не пропускать ударов голову – за счет высокого роста, сохранения дистанции?
— Большая часть сотрясений мозга у боксеров происходит не во время боев на публике, а во время тренировочных спаррингов — на них отрабатываются в том числе и ближний бой, и защита, поэтому тренировки без травм невозможны. Мы, зрители, их не видим — но все понимают, что выдерживать тяжелые удары могут только те бойцы, которые к таким ударам привыкли.
— Все же не могу не вернуться к нашему примеру. Виталию Кличко почти 40 лет, и он готовится к новому поединку. Может, какие-то рекомендации дадите?
— Я уже сказал, что не имею права публично комментировать тот или иной случай. Как поклонник Кличко, я желаю ему победы. Но как врач я прошу Виталия остановиться, и подумать, что ему пора завершить профессиональную карьеру, ему необходим длительный отдых, реабилитация.