В спорте, как и в жизни, некоторые, казалось бы, незначительные эпизоды могут стать предвестниками серьёзных перемен в привычном ( читай предсказуемом) течении предстоящих событий. Если внимательно проанализировать некоторые факты, имевшие место во время и после боксёрского поединка Кличко – Чемберс, можно легко заметить появление новых тенденций в отношениях между Владимиром Кличко и его тренером Эмануэлем Стюартом.
Для начала отметим, чем эти отношения характеризовались (по крайней мере, для широкой публики) раньше. Будучи скорее похожими на родственные, нежели деловые, они были образцом тесного, профессионального взаимодействия связки тренер-боксёр на нескольких уровнях. Начиная от конкретных наставлений и заканчивая философскими беседами о жизни. Несомненно они, боксёр и тренер, нашли друг друга. Один мудрого учителя, другой, по его же словам, самого талантливого своего ученика.
Казалось бы, чего ещё желать! Амбициозная цель достигнута, чемпионские пояса собраны и Владимир Кличко, практически безраздельно властвует в супертяжёлом дивизионе. Но. Стюарт не был бы Великим тренером, если бы разговоры о незрелищности поединков его подопечного никаким образом не задевали его самолюбие.
Да, поначалу, когда будущее Владимра Кличко проецировалось под знаком «быть или не быть» (вспомним бои с Брюстером и Питером), все средства, направленные на элементарное выживание в ринге, ставились во главу угла и были максимально оправданы. Это было азбукой: выжить сейчас, чтобы к следующему бою подойти ещё более подготовленным, благо потенциал Кличко, и Стюарт это чётко понимал, был очень большим. Сложилась некая формула успеха – активизация наиболее эффективных (джеб, правый прямой) приёмов плюс осторожность! Очевидно, что обе составляющих этой формулы активно отрабатывались в начале совместной работы Кличко и Стюарта, а потому постепенно стали непременными (если не сказать единственными) составляющими каждого боя. Формула принесла успех, и не только благодаря огромной работоспособности, как боксёра, так и тренера, но и от части, отсутствию у Кличко соперников способных что-либо противопоставить его, пусть однообразному, но великолепно отточенному, стилю.
Так или иначе, победное шествие Кличко дало ему возможность целеустремлённо развиваться как атлету и занять позицию самого мощного бойца дивизиона. Но любые рамки, рано или поздно, становятся тесными для тех, кто развивается. Очевидно первым, кто почувствовал дискомфорт в тесноте старой формулы, стал Эммануэль Стюарт. Наверняка разговоры между тренером и подопечным о том, что Кличко со своей мощью и опытом уже перерос собственный стиль, велись задолго до боя с Чемберсом. И часть старой доктрины под названием «осторожность» может быть заменена другой, например, «разумная защита в случае необходимости». Наверняка и сам Кличко вполне согласен с такой установкой, но ещё не готов решительно переступить через старый стереотип.
Во всяком случае, до боя с Чемберсом я не помню, чтобы Стюарт с таким раздражением, выскочив почти на центр ринга перед последним раундом, выговаривал Кличко о необходимости нокаута! Едва ли это было сиюминутной спонтанной реакцией. Стюарт не мальчик, чтобы поддаваться эмоциям. Но как всякий авторитетный тренер, он ненавидит, когда не выполняются его установки. А значит, Кличко их не выполнял! И не выполнял не в силу страха, усталости или ещё чего-либо, а скорее по укоренившейся привычке. Финальный раунд боя – тому подтверждение. Возможно в нём, а особенно в его эффектном окончании мы увидели небольшую прелюдию, концептуальных изменений, которые, по мнению Стюарта, должен приобрести стиль ведения боя Владимиром Кличко.
Должен. Но состоятся ли перемены? Такое ощущение, что после прошедшего, боя между Кличко и Стюартом возникло некоторое временное охлаждение в отношениях. Это, хоть и не напрямую, но подтверждают публичные высказывания Стюарта в некоторых интервью после поединка с Чемберсом. Возможно, причина этого в несколько разных взглядах на то, в каком направлении должен развиваться Владимир Кличко, как боксёр. Очевидно, что при всей внешней удовлетворённости успехами своего подопечного, нынешняя манера ведения боя Кличко уже не совсем устраивает амбициозного тренера. Стюарт, как опытнейший профессионал, абсолютно реально оценивает две вещи – возможности своего боксёра и уровень оппозиции, которая ему противостоит. Исходя из этого, он вполне допускает возможность работы Кличко младшего на другом, более агрессивном, а значит более зрелищном уровне. Ибо, как показал последний бой, мощь и выносливость Владимира настолько высока, что реальных препятствий этому (ну разьве что случайность вроде лаки-панча) на сегодняшний день не существует. А значит игра ва-банк в последние годы карьеры может стать настоящим триумфом Великого тренера и талантливого боксёра!
Не берусь утверждать, что мои предположения верны. Узнать это мы сможем, по-крайней мере, не раньше следующего боя. Но может оказаться, что прошедший поединок с Чемберсом станет неким Рубиконом, за которым последуют перемены.
Хотелось бы.
Владимир Гай
журналист.