Дело даже не в том, что Цзю на том мероприятии рекламировал шоу «Король Ринга» на Первом канале (кстати, вы в курсе, что в мае выйдет в эфир второй сезон? Съемки уже начались) и очередной этап турнира по профессиональному боксу Кубок Константина Цзю. Нет, дело было не в этом. Просто тогда уже 2 года минуло с его поражения от Рики Хаттона, и Костя только успевал, что отмахивался от вопросов про возвращение, про Хаттона и про следующего оппонента. Просвещенную и не очень публику мало интересовали многочисленные бизнес-проекты Кости и его промоутерские амбиции – для всех нас он продолжал оставаться живой легендой бокса и самым успешным профессионалом из бывшего Союза.
Рожденный в СССР он запомнится как один из лучших боксеров за всю историю этой весовой категории – многие ставят его вторым после Аарона Прайора, иные – и после Хулио Сезара Чавеса, но на самом деле его можно ставить и первым. А ведь был еще до того любительский ринг. …Да сколько можно. В общем, спрашивать Константина о «Короле Ринга», к которому он непосредственного отношения не имел, я не собирался. О Кубке Цзю – не хотелось. И я спросил про вес, уже плохо помню, каков был контекст.
Константин Борисович Цзю взял паузу, помолчал…
«Вы знаете, я ведь не взвешивался с того самого боя с Хаттоном… И не хочу».
Рассказывают, между боями Цзю весил практически как полутяж. В районе 80 кг. Выступая в категории до 63,5 кг, он за всю долгую карьеру помучил свой организм достаточно, и тот последний раз в Великобритании был практически пределом. «Да на Костю страшно было смотреть, – вспоминал не так давно мой собеседник, присутствовавший тогда на взвешивании. – Высохшая кожа, через которую вены проступали». А на 12 раунд против Хаттона Цзю не вышел.
Многие профессионалы, завершив карьеру, уносят из бокса что-то с собой. Что-то нелюбимое, чего в реальной жизни нет. Кто-то ненавидит рассечения, вкус крови из собственной развороченной брови, кто-то на дух не переносит послематчевые пресс-конференции («Сидишь, избитый, с трудом зашитый врачами, со льдом в руке, а все на тебя пялятся, а ты даже вопросов не слышишь»). А Костя Цзю не любит весы.
Он не устает повторять «Я себе уже все доказал», но отказывается просто сказать, что все в боксе для него закончено. Он кое-что задолжал своим поклонникам, в частности, так и не провел бой в России, не взял ни одного реванша за два своих поражения (черт с ним, с Винсом Филлипсом, Винс Телевизор как боксер иссяк лет 7-8 назад, но Хаттон-то все еще здесь), да и просто не попрощался. Не с нами, с рингом.
10 мая в Калуге состоится очередной турнир на Кубок Кости Цзю. Далеко не самые плохие бои, в том числе два титульных, но по-прежнему главным магнитом, который привлекает внимание к боксерскому шоу, остается сам Цзю. Поэтому вновь он не подтверждает и не опровергает слова о своем возвращении, вновь говорит, что не сказал своего последнего слова, вновь вынужден давать пространные комментарии о состоянии дел в боксе. А тогда, год назад, я решил не сыпать соль на рану и больше не расспрашивал.
Еще Константин нацеливается на показательный поединок против Джеки Чана на Олимпиаде в Пекине. Это не самое плохое, что он может сделать – 45-летний Холифилд еще боксирует, а Цзю еще нет и 40, да и в принципе такой спарринг вреда здоровью не нанесет. Все равно в памяти останется следующее: в 2002-2003 году, когда я начинал писать о боксе, было три абсолютных чемпиона – Бернард Хопкинс в среднем весе, Рой Джонс в полутяжелом и Цзю в первом полусреднем. Ну и де-факто в супертяжах правил Леннокс Льюис. И теперь Хопкинса и Джонса называют живыми легендами, а Костю Цзю – нет. Он действительно, кажется, боксу что-то задолжал. И если он собирается долг вернуть – сейчас самый момент, пока еще не слишком поздно.
Андрей Баздрев