Один из самых известных российских экспертов в области бокса телекомментатор Владимир Гендлин объяснил, что произошло с Майком Тайсоном 25 лет назад и к чему это может привести сегодня.
– Майка я помню молодым, когда он был на взлете. Сейчас я на него смотрю как на несчастного человека. Там ведь психологический надлом произошел. Представьте, вам 20 лет, на вас обрушивается баснословное состояние, мировая слава, вокруг вас сразу же куча поклонников, куча проходимцев. Потом появляется змей-искуситель Дон Кинг (один из самых влиятельных промоутеров в боксерском бизнесе. – Прим. ред.), который его от всех увел. Всё это обрушилось на человека, который морально не был готов. Он ведь появился ниоткуда – простой хулиган, грабитель с улицы.
Всё это постепенно закончилось. У всех всё заканчивается, но по-разному. Холифилд оказался талантливым бизнесменом. Есть братья Кличко, рафинированные европейцы, люди корректные, порядочные, а у Майка за душой в принципе ничего и не было.
Отсюда и алкоголь, и наркотики.
Сейчас он пытается от этого избавиться американским способом – сделать свою проблему публичной. Обычно люди скрывают свою болезнь, свои недостатки. Так принято и у нас, и в Европе. В США – наоборот. Может, поддержка общественности как-то поможет ему.
– То есть он на правильном пути?
– Мы ему не судьи, и не нам определять правильность пути, не зная, в каких условиях он находится. Я бы только хотел пожелать ему выстоять, поскольку он сделал всё-таки эпоху в мировом боксе.
– А вообще это он виноват или, как говорят, среда заела?
– Я считаю, что все эти «среда заела» – бред. Человек, как правило, всегда виноват сам и сам несет ответственность за себя.
– Часто обвиняют бокс: «отбитая голова», «умеет только махать кулаками».
– Это глупость. Мы разве не видим наркоманов среди музыкантов, футболистов, писателей? Что значит «голова пробита»? У кого пробита, а у кого и нет. Макс Шмелинг дожил почти до ста лет, прошел войну и остался человеком, который мог быть эталоном спортсмена.
– Есть шансы, что у него всё наладится?
– Думаю, да. Сам факт того, что он не скрывает своих проблем, уже о многом говорит. Если бы кто-то влез в его дела, а он бы просто послал человека, это было бы плохо. Но он сам говорит о своей ситуации. Я могу это расценить как призыв о помощи. Если не о помощи, то о сочувствии.
– Может он состояться как промоутер?
– Да, безусловно. На одном своем имени он может выехать. Вопрос в другом – какой он бизнесмен. Промоутерский бизнес – это весьма крутое мероприятие. Там плавает огромное количество акул, и это мы еще не берем в расчет крупные корпорации. Там очень жесткие законы. Но он-то знает эту кухню изнутри и, кстати сказать, далеко не глупый парень. У него была замечательная подборка старых боев на черно-белой пленке. Он отлично разбирался в истории бокса. Не знаю, в каком состоянии у него сейчас мозги, но раньше очень хорошо соображал. Он не какой-то там дебил с кулаками. Нормальный парень, корректный, если его что-то не ужалит. Сейчас тем более это зрелый мужчина, многое повидавший – от тюрьмы до сильнейших мира сего.