Рудольф СикорскиРазмышления неспециалиста.
Следует сразу отметить, что все изложенное ниже – результат исключительно мысленных предположений, не основанных на реальных данных прогресса Владимира Кличко и не базирующихся на результатах его тренировочного процесса, так как информация эта нам попросту неизвестна.
В основу данных размышлений положен тезис – Владимир Кличко не воспринимается как серьезный претендент на титул и представляется легкой добычей практически всем боксерам, представляющим первую 20-ку супертяжелого дивизиона.
Сразу оговорюсь – я не профессиональный аналитик бокса. Я специалист по маркетингу. Моя работа – подвергать измерению восприятия целевых аудиторий. Поэтому я предпринял простенький анализ восприятия Владимира Кличко, чтобы попытаться понять, что он из себя сегодня представляет на мировой боксерской арене.
Как любая знаменитость, действующая не важно в какой сфере, Владимир Кличко подвергается оценке с нескольких углов зрения.
Во-первых, оценку дает общественность. Общественность формирует мнение о спортсмене, привлекает к нему интерес, навешивает ярлыки, и оказывает главное влияние как на болельщиков, так и на самих спортсменов.
Во-вторых, оценка исходит от аналитиков и специалистов. Хотя, по идее, их мнение должно быть более весомым в таких специфических вопросах, аналитики и специалисты часто делают промахи, их предсказания проявляют себя несостоявшимися, да и действуют они во многих случаях исходя из политики их нанимателей. Это значительно вредит авторитету высказанных аналитиками мнений, потому что если публика готова простить общественность за ошибочное суждение, так как общественность – не специалист, то как раз по этой самой причине аналитикам проколы прощают неохотно, а иногда и вовсе не прощают. В глазах той же общественности некоторые аналитики сами становятся объектами для насмешек и нескончаемой критики (тот же Ларри Мерчант, например, или Рой Джонс, скомпрометировавший себя неоднозначными высказываниями и не сумевший на собственном примере подтвердить свои претензии на правоту).
В-третьих, оценка тренеров. Можно было бы объединить их со второй группой, но это было бы не совсем верно. Тренеры, все же, воочию наблюдают своих боксеров не только на ринге, но и в процессе подготовки, и лучше других знают сильные и слабые стороны бойцов. Другое дело, что их мнение как раз является наименее значимым, так как они никогда не дадут объективную публичную оценку соперникам своих боксеров, чтобы не выглядеть описанными в поговорке уродами в семье.
В-четвертых, боксеры часто и сами не прочь пройтись в адрес других бойцов. Рой Джонс, упомянутый выше, сегодня представляет бокс только в качестве комментатора и аналитика, поэтому в эту группу мы его не включаем. Понятно, откуда складывается мнение боксеров – из собственного эго, из общественного мнения и из наветов их тренеров. Поэтому рассматривать оценку боксеров боксерами – пожалуй, наиболее бесполезное дело, что однако не отрицает важного факта – боксеры, вместе с публикой, более всего испытывают на себе влияние оценок вышеперечисленных групп, что в свою очередь означает, что их психологическим настроем и отношениет к соперникам можно без особого труда манипулировать. Мы берем среднестатистичкую боксерскую единицу в данном случае, так как естественно существуют случаи, когда боксер очень неплохо разбирается и способен сам все анализировать и настроить себя на нужный лад.
Назовем группы «аналитическими» вне зависимости от уровня их специализации, так как важность роли оценок всех групп очевидна.
Представим теперь себе положение Владимира Кличко, исходя из совокупных оценок всех аналитических групп, скажем, по 10-бальной шкале, где 10 баллов будет означать «отлично», и 0 баллов – «отвратительно».
Аналитическая группа №1 базирует свои предпочтения или неприязнь к тому или иному боксеру исходя из следующих факторов (источник: интернет-форумы, буквально кищащие аналитиками всех мастей):
1) балланс последних 5-6 поединков;
2) уровень соперников в последних 5-6 поединках;
3) каким именно образом были выиграны или проиграны эти поединки (нокаутом, решением судей, техническим решением и т.д.);
4) котел из большого количества субъективных оценок различных качеств боксера, перечислить все из которых не представляется возможным (не поддающаяся в данном случае измерению категория «нравится – не нравится»).
Исходя из этих факторов аналитическая группа наделяет боксера определенным набором характеристик, из которых традиционно выделяются следующие:
1) сила удара;
2) крепость подбородка;
3) «сердце» (храбрость, по-русски);
4) выносливость.
Кроме вышеперечисленных факторов на эти характеристики немалое влияние также оказывает восприятие аналитической группой №1 боксеров прошлого, перешедших в статус легенд. Например, силу удара они склонны измерять не количеством нокаутов в послужном списке оцениваемого боксера, а сравнением его удара с собственными воспоминаниями из прошлых боев, или попросту исходя из сложившегося стереотипа, когда подавляющее большинство считает того или иного боксера 30-х, 40-х, 60-х и так далее годов безоговорочно лучшими панчерами всех времен (например, бытующее мнение об Эрни Шейверсе или Роки Марчиано).
Попробуем дать оценку характеристик Владимира Кличко в восприятии аналитической группы №1.
Характеристка 1.1. – Сила удара
В большинстве высказываний, собранных на различных форумах, преобладает мнение, что Владимир Кличко хоть и обладает очень сильным ударом с обеих рук, этот удар все же ничего особенно отличительного от других панчеров в дивизии из себя не представляет. Базируется это на том факте, что Айк уложил Берда в аут, а Владимир провозился с ним все 12 раундов, или, например, Джо Меси выключил Даваррила Вильямсона за сколько-то там секунд, а Владимир его даже в нокдаун не послал. Работает механизм анализа балланса последих поединков и того, как они проходили. Думаю, будет безопасным утверждать, что аналитическа группа №1 по 10-бальной шкале отводит этой характеристике Владимира Кличко оценку 8.
Характеристика 2.1. – Крепость подбородка
Мнение однозначно и практически не оспаривается: подбородок Владимира настолько слаб, что, цитируя одно из высказываний, «проходящая мимо ринг-девочка может нокаутировать его одной из своих грудей, если он не увернется». Базируется это на проигрыше Корри Сандерсу, Лэймону Брюстеру и выигрыше Вильямсону (!). Тот факт, что в бою с Сандерсом Владимир Кличко поднимался сразу же после каждого нокдауна, и что Лэймон Брюстер в соответствии даже с таким уважаемым источником, как Compubox практически НЕ НАНЕС точных ударов в последнем раунде их встречи в рассчет не принимается. Эффект усилился после нокдауна от Вильямсона, более того, бытует широко разделяемое всеми мнение, что Кличко от нокаута спасли доктора. Оценка: однозначно, 1.
Характеристика 3.1. – Храбрость
В этой категории восприятие аналитической группы №1 далеко не ушло от оценки второй характеристики. Виной тому – хаотичные, панические действия Владимира после нокдауна от Вильямсона и тот факт, что в этом бою Владимир очень сильно изменился тактически – не давил соперника, а лениво-трусливо ходил вокруг него кругами, наносил очень мало ударов, а когда попал в нокдаун, повел себя мякго говоря, не хладнокровно. Некоторые приводят контр-аргументы, что, мол, он все же не пытался уйти от боя с Сандерсом, но их – подавляющее меньшинство. Оценка группы: 1.
Характеристика 4.1. – Выносливость
И в этой категории восприятие группы №1 – нелестное для Владимира. Никто не вспоминает о его 10 или 12-раундовых боях в прошлом. Все, что имеет значение для группы №1 в этом вопросе – это поединок с Брюстером, где все однозначно сошлись во мнении, что он выдохся. В подтвреждение к этому также с приличной частотой выуживается поражение от Росса Пьюрити, случившееся таким же образом. Бой с Даваррилом Вильямсоном только подтвердил общее впечатление, так как Владимир проявлял признаки усталости уже в четвертом раунде. В этой категории Владимир заклеймен как 3-раундовый боец в лучшем случае. Оценка: 1.
По аналитической группе №1 мы имеем 8:1:1:1. Ситуация, прямо скажем, не радужная, но это только на первый взгляд. Я объясню позже, почему я так считаю.
Возьмем группу №2 – профессиональных аналитиков. Основываясь на материалах различных статей и устных высказываний комментаторов и аналитиков, здесь все не так плохо.
Сила удара здесь оценивается примерно на том же уровне – 8. Крепость подбородка ставится под серьезное сомнение, но все же сильны и более трезвые отзывы, упоминающие о том, что Владимир реальным нокаутом проиграл лишь однажды – от Корри Сандерса, но даже в этом бою встретил конец, стоя на ногах, чего не могут сказать все остальные жертвы Корри. Мнения сводятся к тому, что способность держать удар у Владимира низкая, но это компенсируется способностью быстро восстанавливаться, что очевидно и из боя с Сандерсом, и из боя с Панеллом (в том бою Владимир пропустил прямой правы в подбородок в первом же раунде, но мгновенно поднялся и вскоре нокаутоировал своего соперника), и из боя с Вильямсоном. По поводу боя с Брюстером однозначных мнений нет, учитывать их тут не имеет смысла, это только усложнит задачу. Поэтому, что касается подбородка, то здесь смело можно ставить «пятерку» - слабый, конечно, но проходной. При надлежащем ментальном настрое эта проблема вполне разрешима. Леннокс Льюис, говорят, тоже не ахти какой крепкой челюстью обладал. Что, в свою очередь, подводит нас к третьей характеристике – храбрости.
Именно в отсутствии боксерской храбрости усматривают представители группы №2 проблемы Владимира Кличко. Будь он похладнокровней и поуверенней в себе, он бы не проиграл нокаутом ни Сандерсу, ни Брюстеру (про отравления тут умолчим), да и в бою с Вильямсоном иначе бы себя вел после нокдауна. Владимир обвиняется в излишнем паникерстве и заведомой боязни за свою способность держать удар, что и ведет к хаотическим и бессистемным его действиям в защите. Оценка аналитиков: 1.
Выносливоть Владимира группой №2 оценивается тоже очень невысоко, но все же не так оголтело, как группой №1. В отличие от болельщиков, мало кто из специалистом усмотрел признаки усталости Владимира в бою с Вильямсоном. Большинство согласны с тем, что Владимир выиграл бы этот бой любом случае, как бы долго он не длился, а скорее всего – в следующем раунде, так как Вильямсон перестал уходить от боя и начал сближаться с Владимиром. Приводится в пример также 12-раундовый поединок с Крисом Бердом, в котором известный мастак по части выносливости Берд не сумел перебегать Владимира. Однако темной тучей над его головой навсегда останется проигрыш Пьюрити – бой, который он сдал исключительно от бессилия, и проигрыш Брюстеру, про который никто вообще ничего конкретного сказать не может. Оценка: очередная 5-ка.
По группе №2 имеем: 8:5:1:5. Негусто.
Перейдем к группе №3 – тренеры.
Что касается силы удара – Фредди Роуч утверждал, что Владимир бъет сильнее Тайсона (он сказал это уже после того, как они с Владимиром расстались, так что рекламный эффект тут минимален). Мэнни Стюард говорил, что такому удару можно позавидовать (он отказался напрямую сравнить удар Владимира с Ленноксом Льюисом, можно предположить – из лояльности к своему бывшему ученику). Исходя из хотя бы этих двух мнений авторитетных тренеров, можно смело ставить Владимиру оценку 9 или даже 10. Оставим 9-ку.
Подбородок: никто из тренеров, работавших с Владимиром не считают его стеклянным. Они признают, что он не самый крепкий в дивизионе, но далеко не так слаб, как всем кажется. Поставим 7.
Храбрость. Все тренеры в один голос утверждают о хорошей мотивации Владимира на победу. Но исходя из советов, которые Стюард давал Владимиру между раундами боя с Вильямсоном, можно предположить, что он чует здесь неладное. Мэнни УСПОКАИВАЛ Владимира, внушая ему, что все хорошо, ничего страшного не случилось, и т.д. От бойца чемпионского калибра ожидается, что тренеру надо будет предостерегать бойца от излишней ярости и желания поскорее отомстить за пропущенный удар, а здесь малость наоборот. Поставим 5. Проходной балл, есть надежда, что Мэнни это заметил и работает в этом направлении.
Выносливость. Фриц Сдунек и Стюард не видят проблем с выносливостью у Владимира, списывая проигрыш Пьюрити на молодость и неопытность, а проигрыш Брюстеру – на нечестную игру со стороны неустановленных лиц. Поставим 8, я думаю, именно в такой оценке отражается отношение тренеров к этой характеристике Владимира.
Имеем по группе №3 – 9:7:5:8
Остается группа №4 – боксеры. Установив, что боксеры скорее формируют свою оценку исходя из внешней информации, нежели имеют собственное мнение о других боксерах, их оценка будет чем-то средним между всеми выше перечисленными. Пусть будет 8:4:2:5.
Дадим совокупную оценку характеристик Владимира Кличко путем нахождения среднего арифметического оценок всех аналитических групп. Получим:
Удар – 8
Подбородок – 4
Храбрость – 2
Выносливость – 5
Таким образом, Владимир Кличко воспринимается боксерской общественностью как боец с очень хорошим ударом, но со слабым подбородком, отсутствием боевой храбрости, необходимой в ринге любому, кто хочет быть чемпионом, и слабой выносливостью.
Понимая, что боксер – это одно целое, и характеристки его не могут существовать по отдельности, дадим средневзвешенную оценку Владимира Кличко как претендента на титул чемпиона мира в профессиональном боксе: ну, в общем, не погружаясь с сотые и тысячные, примерно 5. То есть – даже не середняк. Если чуть-чуть смягчить жестокость этой цифры, можно сказать, что боксерский мир считает сегодняшего Владимира Кличко в лучшем случае – средним боксером, а в худшем – везунчиком, непонятно каким чудом нацепившим на короткое время один из поясов.
Таким образом, мы подтвердили выдвинутый в начале этого текста тезис. Естественно, что для точно оценки нужно было бы провести массу интевью и опросов и применить более совершенные методы расчетов, чем банальное среднее арифметическое, но мы в данном случае не претендуем на истину в последней инстанции и будем рады любой критике и недоверию.
Что ставит нас теперь перед проблемой «что есть трындец, и как с ним бороться». Так вот, мое дилетентское мнение по поводу это проблемы – а не надо с ней бороться. Надо заставить ее работать на себя. Такая оценка Владимира Кличко открывает перед ним ряд возможностей. Например, теперь все бои Владимира будут таить интригу (а вдруг проиграет?), что означает повышенный интерес общественности, чего, например, не было бы, превосходя он на голову всех своих соперников, и вызывало бы отрицательную реакцию из разряда «Да просто не пришел еще в бокс тот, кто надерет ему задницу». Также это можно рассматривать как эффективную «таблетку снотворного» для следующих оппонентов, которые будут настроены на легкую победу («Да гошподи, двинь его раз в пятак, он и сложится!»). И так далее, из той же оперы.
На этом я закрываю чернильницу, сушу перо, и предоставляю всем остальным делать выводы и строить предположения, что с Владимиром будет дальше. Мавр, так сказать, доволен и откидывается на спинку кресла.