Николай Долгалев, 15 апреля 2002Кличко – двойная надеждаБратьев Кличко во всем боксерском мире принято считать явлением если не уникальным, то экстраординарным. И это не удивительно, ведь они – два брата-боксера, очень похожие между собой, с выдающимися физическими данными, представители самой престижной, сверхтяжелой весовой категории. К тому же, они упорно стремятся к уровню великих чемпионов, для которых совершенно нетипично быть высоко образованным человеком европейской расы, да еще с ученой степенью. Стремление братьев вызвано высокими амбициями: еще на рассвете своей профессиональной боксерской карьеры они заявили о желании завоевать титулы чемпионов мира по всем четырем ведущим версиям WBC, WBA, IBF и WBO.
Для Украины, на тот момент практически ничего не знавшей о профессиональном боксе, это вызывало чувство ура-патриотизма и гордости за то, что наши ребята уже избивают этих "заморских громил". Для Америки же, где профессиональный бокс был одним из очень популярных видов спорта уже много десятилетий, и уже повидавшей на тот момент крушение не одной "белой надежды", эти слова звучали несколько наивно. В качестве примера такой рухнувшей "белой надежды" можно привести Анджея Голоту, который с блеском дошел до боя за титул против Ленокса Льюиса, и которого чемпион "растерзал" в первом раунде.
К нынешнему моменту болельщики, критики, да и сами братья, по-разному оценивают их достижения по сравнению с поставленными задачами. Одни говорят, что братья – сильнее всех, другие – что они давно застряли на месте и должны забыть о своих высоких претензиях.
Что же на самом деле?Стоит трезво оценивать ситуацию и осознавать, что, с точки зрения мирового бокса и его истории, братья Кличко являются на данный момент одними из многих перспективных боксеров, претендующих на наивысшие достижения в профессиональном спорте. Поэтому их в Америке и называют не иначе, как «претенденты» (contenders).
Карьеры даже самых легендарных и именитых чемпионов очень непросты и не стоит их идеализировать. Критики и скептики в профессиональном боксе имеют достаточный исторический опыт для того, чтобы ставить под сомнение достижения любого боксера, даже многолетнего чемпиона мира по самой престижной версии. Стоит вспомнить хотя бы тот факт, что многие критики до сих пор не любят и не признают Ленокса Льюиса за ошибки, допущенные им в его карьере. Также, ему в вину ставят расклад вещей, не подвластный самому боксеру, не давший ему возможности стать чемпионом гораздо раньше или встретиться с большим количеством именитых соперников. Ленокс, которого многие ставят в пример Владимиру Кличко, стал чемпионом мира в 27 лет, до этого не боксировав со столь серьезными боксерами, с какими уже успели сразиться братья Кличко. Потом, уже, будучи чемпионом, Льюис проиграл нокаутом посредственному Оливеру Макколу.
Многие эмоциональные болельщики-критики также приводят в пример Майка Тайсона, считая, что братья непременно должны были повторить его путь, покорить сразу все титулы, победить одним махом всех сильнейших. Но Тайсон – совершенно особый случай. Ему повезло, что уже в 20 лет он получил уникальный шанс драться за звание чемпиона мира. И то, так случилось во многом лишь потому, что его не воспринимали как серьезного претендента на этот титул. Выиграл он его, кстати, у не такого уж именитого боксера Тревора Бербика, который ни разу не защищал свой титул. А уж, завоевав его, Майк был достаточно сильным, чтобы его сразу не отдать. Стоит так же вспомнить, что Тайсон в 1996 году отказался драться с Льюисом, за что был лишен титула чемпиона по версии WBC.
Не смотря на свои проигрыши, невиданные зверства в ринге с укусами ушей сопернику, гражданские преступления и пребывание в тюрьме, Тайсон до сих пор пользуется бешеной популярностью в Америке и во всем мире, что всегда давало ему путь к любым соперникам, благодаря его агрессивному, непредсказуемому взрывному характеру. К тому же, он является коренным американцем и утешет своими победами патриотические чувства главных ценителей профессионального бокса.
Таким образом, карьеру братьев Кличко совершенно некорректно сравнивать с карьерой Тайсона – "зверя" и коренного американца. Куда корректней было бы сравнивать с карьерами таких бойцов, как Анджей Голота или Олег Маскаев. Ни один, ни второй и близко не могли бы (даже в свои взлеты) сравниться с братьями по степени популярности и по коммерческой успешности своей деятельности. Для братьев Кличко ситуация развивается закономерно и хорошо. И большая заслуга в этом, среди прочих, именно их промоутера Клауса Питера Колля и клуба "Юниверсум".
Чрезмерно нетерпеливым и требовательным болельщикам и критикам, не признающим пояс WBO и упрекающим Кличко и их команду в том, что они до сих пор не сразились с Льюисом и Тайсоном, стоит охладиться и не забывать о спортивной и о коммерческой стороне дела. С коммерческой точки зрения, добиться боя с главными чемпионами очень трудно. Для этого боксер-претендент должен пользоваться огромной популярностью у платежеспособных любителей бокса. Такой бой должен принести всем заинтересованным сторонам большие деньги. А с этим, пока-то, и проблемы. Наши братья – не американцы (и не «свои» в Америке), а выходцы из никому не известной страны "где-то между Германией и Китаем". Они также не попадают под любимые публикой стереотипы "убийц-терминаторов", которые бы вызвали у американцев живой интерес и желание платить по 50 долларов за один прямой телерепортаж, даже к чужакам. Клуб братьев Кличко "Юниверсум" сумел сделать их идолами в Германии, что уже теперь дало им богатство и признание. Теперь клубу предстоит «продвигать» своих воспитанников на американский рынок.
Многие скептики считают, что Кличко встречаются со слишком слабыми соперниками, и что братья должны драться только с самыми достойными претендентами из первой десятки в рейтингах главных версий. Среди них называют такие имена, как Лари Дональд, Фрез Окендо, Джамиль Маклайн, Девид Туа. Но реалии "высшей лиги" таковы, что в первой десятке не много найдется таких рисковых бойцов, каким оказался Фрез Окендо, пойдя на бой против Туа и, проиграв ему. Все сильнейшие претенденты избегают встреч с "себе подобными" в ожидании боя за звание чемпиона мира. Отсюда и получается ситуация, в которой братьям нелегко подыскать себе сильных соперников. Не смотря на это, уже сейчас в высшей обойме есть ряд боксеров, с которыми братья уже сразились: Крис Берд, Монти Барет, Френс Бота.
В любом случае, послужной список всех самых выдающихся боксеров, не состоит только лишь из боев и побед над сильнейшими претендентами. Большая часть карьеры любого боксера состоит из боев с более слабыми боксерами, чем он сам. В этом отношении, братья Кличко выглядят очень достойно, особенно последние пару лет. Не стоит забывать, что Виталий уже был чемпионом по версии WBO и сейчас является обязательным претендентом на бой с победителем боя Льюис-Тайсон по версии WBC, а Владимир – действующий чемпион WBO.
Чего стоит ожидать?В недавнем интервью Виталий сказал, что для него будет честью, если удастся организовать бой в тот же вечер, что и "Льюис-Тайсон". Критики сразу же подзуживают: "что же ты за чемпион, что для тебя является честью 'разогревать публику' перед Тайсоном и Льюисом?!". Но, по сути дела, ничего зазорного в этом нет, а даже наоборот: и Льюис и Тайсон – легенды мирового бокса, многолетние чемпионы мира, бой между которыми является самым значимым событием в боксерском мире, ожидаемым на протяжении уже многих лет. И было бы неразумно на месте Виталия отказываться от такой чести, как бой в тот же вечер, на том же ринге, перед теми же зрителями. Особенно, в условиях, когда эти зрители осознают, что Виталий – именно тот, кто должен будет драться с победителем "Тайсон-Льюис".
Если оглянуться назад и проанализировать причины, по которым бои братьев Кличко против Льюиса, Тайсона и Холифилда не состоялись раньше, то этому помешала травма плеча Виталия и, как результат, проигрыш Крису Берду 1 апреля 2000 года. Это был переломный момент в вопросе "покорения Америки", этот бой показывали на США, и уже тогда Владимир был в первых пятерках престижных версий. Нетрудно предположить, что в случае победы Виталия тогда, Владимир вскоре бы стал обязательным претендентом по другим версиям. Если бы Виталий тогда уделил должное внимание здоровью, проявил должную осторожность и не пошел на авантюру с заменой соперника в последний момент, да еще и с травмой плеча, то Владимир наверняка бы уже имел шанс драться с Льюисом или Холлифилдом.
Но, подчеркну, что это, быть может, было бы преждевременно, и Владимир был бы еще не готов к таким боям. Будучи болельщиком братьев, никак не стоит немедленно требовать «хлеба и зрелищ» в виде их боев с Льюисом. Льюис – самый великий на данный момент, он исключительно опытен и опасен. И драться против него нужно только после прохождения надлежащей школы.
Я, как болельщик Владимира, предпочту еще несколько лет видеть его чемпионом WBO, защищающим свои титулы против таких сильных боксеров, как Бота, Айзон, Берд и Мерсер, чем увидеть один бой Володи против Льюиса, в котором Володя проиграет, пусть даже по очкам. Все критики и специалисты сходятся во мнении, что через несколько боев Володя будет готов к Льюису. А если даже Льюис уйдет, прежде чем у Володи будет шанс с ним драться, то пусть так оно и будет: среди тяжеловесов много достойных соперников, у которых Володя сможет выиграть самые престижные титулы.
Виталию, конечно, не стоит слишком откладывать свой «поход на мамонтов» и ему нужно стремиться встретиться с победителем "Тайсон-Льюис", тем временем боксируя с сильными соперниками, которые дадут ему дополнительную школу. Если он встретится с боксером, вроде Деррика Джефферсона и победит его, то это, на мой взгляд, будет достаточно хорошим продвижением в глазах американцев. Для него главное - не проигрывать, не получать травм, набираться дополнительного опыта против американских черных бойцов и дождаться обязательной защиты против него пояса WBC. Виталий считается более агрессивным, чем Владимир, он мог бы сыграть на этом и, чтобы подогреть интерес к своему претендентству на пояс WBC, в перерыве между боями, дать несколько резонансных интервью, появится в США где-то на публике. Может быть, стоит даже не проводить промежуточных боев вообще, а только тренироваться и готовиться к Льюису (предполагаю, что тот так и будет чемпионом), чтобы не рисковать тем большим достижением, коим является его нынешнее положение по версии WBC.