Судьба боксёра Вячеслава Лемешева очень трагична. Став в 20-летнем возрасте самым молодым в истории олимпийским чемпионом СССР по боксу, в 28 лет он уже был больным человеком, а в 43 года его не стало. Лемешев, словно метеор, ярко пронёсся по небосклону мирового любительского бокса и так же быстро исчез. В годы триумфа Вячеслав был безумно популярен на родине. Ему было сложно пройти по улицам Москвы, поскольку прохожие постоянно узнавали и останавливали его. Этого блестящего долговязого нокаутёра в то время любила вся страна. В годы своего расцвета он был даже популярнее звёзд советского хоккея. Всем видевшим его на ринге ярче всего запомнились его фирменные молниеносные короткие встречные удары справа, от которых падали в нокауты многие его противники.
Справка "Чемпионат.ру"
Вячеслав Иванович Лемешев (111 боёв, 103 победы)
Родился 3 апреля 1952 года – умер 27 января 1996 года.
Достижения: Выдающийся советский боксёр-любитель. Олимпийский чемпион 1972 г. во втором среднем весе (до 75 кг), двукратный чемпион Европы 1973 и 1975 гг. во втором среднем весе, чемпион СССР 1974 г. в полутяжёлом весе, заслуженный мастер спорта (1972 г.)
Вячеслав Лемешев родился 3 апреля 1952 года в Москве. Его родители были родом из двух деревень Егорьевского района Московской области. Они жили там до 1934 года, а затем перебрались в Москву, где у них появился на свет первый сын Евгений. Во время войны Иван Лемешев ушёл на фронт и встретил победу в Берлине. Затем семья Лемешевых обосновалась в Германии, поскольку отец там продолжил военную службу. В 1947 году родился второй сын Юрий. А уже по возвращении в Москву на свет появился третий сын – Вячеслав. Как это нередко бывает, передавая увлечение от одного к другому, все братья в семье занимались боксом. Евгений и Юрий выступали за команду ЦСКА и стали мастерами спорта СССР. А вот их младший брат Вячеслав добился намного больших высот, став олимпийским чемпионом. В 14-летнем возрасте на одном из соревнований талантливого паренька приметил Лев Маркович Сегалович – в прошлом известный советский боксёр, 6-кратный чемпион страны, к тому времени уже работавший тренером. Сегалович был наставником Юрия Лемешева, но после того как увидел в ринге Вячеслава, сразу же взял и младшего брата под свою опеку. В этом долговязом, не шибко атлетичном и немного нескладном пареньке сразу угадывался огромный талант.
Сегалович заложил основные технические навыки юному дарованию. Причём опытный тренер исповедовал философию ещё довоенной школы бокса, которая шла вразрез с прививаемым тогда в Советском Союзе игровым стилем бокса. Благодаря этому в дальнейшем Лемешев в плане зрелищности выгодно отличался от многих своих товарищей по сборной – уже в юношеском возрасте Вячеслав был образцовым контратакующим нокаутёром, что безумно нравилось зрителям. В 17 лет Вячеслав стал победителем чемпионата СССР среди юношей в первом полусреднем весе. А затем заблистал и на международной арене, дважды – в 1970 и 1972 годах – выигрывая первенство Европы среди юниоров. Причём оба раза он ещё и признавался лучшим боксёром турнира, став первым и вторым обладателем Кубка Эмиля Гремо (первого президента АИБА). В 1970-м же Вячеслав начал тренироваться под руководством серебряного призёра римской Олимпиады 1960 года, в то время главного тренера ЦСКА, а немного позже ставшего и главным тренером национальной сборной СССР Юрия Радоняка. Но Лемешев никогда не забывал наставника, заложившего основы его мастерства. Вячеслав всегда говорил, что он тренируется под руководством двух персональных тренеров. Благодаря такому благородству и признательности Лемешева Лев Маркович Сегалович был удостоен звания заслуженного тренера СССР после олимпийского триумфа своего воспитанника.
Так сложилось, что на внутрисоюзных соревнованиях Лемешев выступал гораздо хуже, чем на международных. Причиной этому многие знавшие его называют не совсем серьёзное отношение Вячеслава как к тренировочному процессу и спортивному режиму, так и некоторое прохладное отношение к внутренним соревнованиям. Позднее именно эти факторы станут одними из основных причин, приведших к преждевременному спаду как чисто боксёрских, так и физических кондиций Лемешева. Вот и в 1972-м, олимпийском году, чемпионом страны стал очень сильный боксёр из Ташкента Руфат Рискиев, а Вячеслав даже не попал в призёры союзного первенства. Но после предолимпийского тренировочного сбора наставники национальной команды всё-таки предпочли внести в олимпийскую заявку 20-летнего Лемешева. Как оказалось позднее, это был оправданный ход.
Боксёрский турнир мюнхенской Олимпиады едва не завершился провалом для сборной СССР. Тогда в полуфинальную стадию пробились лишь два советских боксёра – Борис Кузнецов и Вячеслав Лемешев. Чтобы не ударить в грязь лицом и поддержать высокий авторитет советской школы бокса, этим двум боксёрам нужно было побеждать как в полуфинале, так и в финале. И ребята с этой задачей справились. Таким образом, хотя в копилке сборной СССР оказалось лишь две медали, но обе они были высшего достоинства. Главными претендентами на золото в категории второго среднего веса (до 75 кг) считались американец Марвин Джонсон и кубинец Алехандро Монтойя. Лемешев же пребывал в статусе тёмной лошадки. Начав турнир с победы нокаутом в 1-м раунде над индонезийцем Уильямом Гомниесом, во втором круге Вячеслав победил по очкам в непростом бою представителя ГДР Ханса-Йоахима Браске. Помогли два нокдауна, в которые Лемешев отправил по ходу боя неуступчивого немца. На четвертьфинальной стадии турок Назиф Куран тоже не стал для Вячеслава непреодолимой преградой и был побеждён техническим нокаутом во 2-м раунде.
Ещё когда он только попал в юношескую сборную страны, тренеры обнаружили у Вячеслава феноменальную реакцию. Как показывали проведённые научно-исследовательской группой тесты, такой скорости рефлексов как у Лемешева не было больше ни у одного из других боксёров, привлекавшихся в те годы в сборные команды страны.
А вот в полуфинале Лемешева поджидал расправившийся с кубинцем Монтойей Марвин Джонсон. На матчевой встрече СССР – США в начале того же года американец уже побеждал Вячеслава и выходил на бой с ним в статусе фаворита. Но находившегося тогда на пике своих возможностей Лемешева было не остановить. Впоследствии ставший чемпионом мира среди профессионалов Джонсон сразу бросился в атаку. Ничуть не стушевавшийся Вячеслав без раздумий принял бой. 1-й раунд прошёл в обоюдном остроатакующем ключе со множеством обменов ударами. А во 2-й трёхминутке Лемешев дважды нанизывал Джонсона на свой коронный правый кросс, после чего американец оказывался в нокдаунах. Вскоре после второго отсчёта рефери вынужден был остановить бой в виду того, что Джонсон уже не мог больше оказывать советскому бойцу какое-либо сопротивление. Все понимали, что именно этот поединок был ключевым в плане определения победителя в весовой категории до 75 кг. Вышедший в финальном бою на ринг против Вячеслава финн Рейма Виртанен не смог продержаться и одного раунда. Вследствие жесточайших ударов Лемешева бедный финн не только оказался в тяжёлом нокауте, но и вынужден был после этого закончить карьеру боксёра, оставшись на всю жизнь инвалидом.
Вячеслав Лемешев стал не только обладателем золотой медали, но и рассматривался в качестве одного из главных номинантов на получение Кубка Вэла Баркера, вручаемого самому техничному (а, по факту, лучшему) боксёру олимпийского турнира. Но в итоге международные функционеры всё же отдали этот приз кубинскому тяжеловесу Теофило Стивенсону. Тогда казалось, что и Кубок Баркера, и прочие регалии у молодого Лемешева ещё будут впереди. Но получилось не совсем так. Вячеслав ещё дважды выигрывал звание чемпиона Европы - в 1973 и 1975 годах, в 1974-м стал чемпионом страны (правда, не в своём "родном" втором среднем, а в полутяжёлом весе), а в следующие два года брал серебряную и бронзовую медали всесоюзных первенств. Но такой блестящей формы, как на Олимпиаде, у него уже не было никогда.
Ещё когда он только попал в юношескую сборную страны, тренеры обнаружили у Вячеслава феноменальную реакцию. Как показывали проведённые научно-исследовательской группой тесты, такой скорости рефлексов как у Лемешева не было больше ни у одного из других боксёров, привлекавшихся в те годы в сборные команды страны. Именно благодаря этим природным данным он и демонстрировал такой невероятный бокс. Вячеслав не очень любил изнурительные тренировки и на ринге не выглядел богатырём. К тому же, многие соперники знали о его убийственном встречном правом кроссе. Но всё равно ничего не могли с ним поделать. Лемешева спрашивали, как он подбирает момент для удара, как он видит возможность провести атаку? На что Вячеслав отвечал, что он не видит, а чувствует этот момент. И это чутьё у него было таким феноменальным, что часто после нанесения нокаутирующего удара он сразу же поворачивался и шёл в нейтральный угол, зная, что соперник уже беспомощен и валится на пол.
Но недоработки в тренировочном зале и нередкие нарушения спортивного режима довольно скоро начали негативно сказываться на результатах выступлений Вячеслава. На одном из спаррингов с Рискиевым Лемешев был буквально вырублен в глухой нокаут, после чего секундантам пришлось выносить его из зала на руках. Пропущенные вследствие ненадлежащей подготовки к боям и пренебрежения защитой многочисленные удары начали сказываться и на быстроте рефлексов Вячеслава. Он по-прежнему пытался жёстко, резко и неожиданно наносить встречные контратакующие удары, но всё чаще стал запаздывать. Последним ударом по большим амбициям Лемешева стало его невключение в состав олимпийской команды на Игры 1976 года в Монреале. Тогда во втором среднем весе в СССР распределение сил между тремя лидерами походило на игру "камень, ножницы, бумага". Руфат Рискиев побеждал Лемешева, но проигрывал Анатолию Климанову, которого, в свою очередь, одолевал Вячеслав. В итоге, тренерским штабом сборной было принято крайне обидное для Лемешева решение: во втором среднем весе в состав олимпийской команды был включён Рискиев, Климанова выставили в категории полутяжёлого веса, а чемпион предыдущей олимпиады остался дома.
После этого карьера Лемешева пошла по наклонной. К тому же Вячеслав стал всё чаще злоупотреблять алкоголем. Несмотря на всего лишь 24-летний на тот момент возраст, больше никаких успехов ни на международной, ни на внутрисоюзной арене Лемешеву добиться не удалось. В 28 лет Вячеслав был отправлен работать тренером в дислоцированную в ГДР группу советских войск. Уже тогда его начали одолевать болячки. Но бойцовская натура Лемешева не давала ему спокойно заниматься тренерством, его всё ещё тянуло на ринг. Ничего хорошего из этого не вышло. Теперь это уже был медленный, заторможенный, рыхлый боксёр, на которого было жалко смотреть. Несколько из последних своих боёв Вячеслав проиграл нокаутами. Как-то даже трепетавший перед поединком с ним перворазрядник опрокинул его под канаты в тяжёлый нокаут. Конечно, эти поражения ещё более усугубили состояние здоровья Лемешева.
После этого карьера Лемешева пошла по наклонной. К тому же Вячеслав стал всё чаще злоупотреблять алкоголем. Несмотря на всего лишь 24-летний на тот момент возраст, больше никаких успехов ни на международной, ни на внутрисоюзной арене Лемешеву добиться не удалось.
После возвращения из Германии на родине Вячеслав не нашёл применения своему спортивному опыту. Он работал машинистом насосной станции, вахтёром в кооперативе, рабочим-озеленителем и даже пару месяцев могильщиком на Востряковском кладбище. Через несколько лет он был переведён на инвалидность. Сначала получил вторую группу, а затем и первую. У него был целый букет болезней. Развивалась атрофия сосудов головного мозга, сильно ухудшалось зрение, были проблемы с печенью и к этому добавлялись псориаз и эпилепсия. В 1990-х Вячеслав уже не мог ходить с друзьями на свою любимую охоту. Но многие товарищи навещали его, помогали материально, ведь государственной пенсии и пособия по инвалидности не хватало на жизнь и многочисленные лекарства. И, конечно, главной опорой в последние годы жизни Лемешева была его третья жена Зинаида. В 1995 году Вячеславу была сделана операция по трепанации черепа. Один из пожилых врачей, изучив томографический снимок, признался брату Вячеслава Юрию, что ещё никогда в жизни не видел, чтобы головной мозг был так сильно повреждён. Но даже уже будучи прикованным к постели, Вячеслав не винил в своей болезни занятия боксом. Он говорил, что во многих видах спорта на высшем уровне участники соревнований нередко получают тяжёлые травмы. Самый молодой олимпийский чемпион СССР по боксу скончался 27 января 1996 года на 44-м году жизни. Похоронен Вячеслав Лемешев на Ваганьковском кладбище.
Сын Вячеслава Ивановича Владислав пошёл по стопам отца и его братьев и тоже выступал на ринге. Он становился победителем первенства Москвы по боксу и кикбоксингу. А на родине родителей Вячеслава Лемешева в Егорьевске, откуда идут корни выдающегося советского боксёра, в его честь проводится ежегодный любительский турнир – мемориал имени Вячеслава Лемешева, первые соревнования которого прошли в год его смерти. Также в Егорьевске функционировал Спортивный клуб имени Вячеслава Лемешева, который в 2004 году был расширен и преобразован в Молодёжный центр имени братьев Лемешевых.