По результатам боя между Кличко и Хэем, претендующего на звание матча десятилетия, мы наконец получим ответы на множество самых острых вопросов, стоящих на повестке дня вот уже 10 лет.
Так сложилось исторически, что общепризнанный чемпион после своего 35-летия встречается с вчерашним круизёром и крепко рискует потерять все свои титулы. Сначала в 1978 году 36-летний Мохаммед Али потерпел досадное поражение от Неонового Леона, имевшего минимальный опыт выступлений против тяжеловесов. Затем в 1985 году 36-летний Ларри Холмс был бит его старшим братом Майклом Спинксом, вообще не имевшим этого опыта. И тогда открыто заговорили о наступившем либо затянувшемся кризисе в тяжёлом весе. Поражение Али вообще едва не обернулось для хевивейта катастрофой: зрительский интерес к дивизиону угас на несколько лет и возродился лишь с появлением Железного Майка.
Нечто подобное случилось и в 1990 году, когда Реально Крутой менее чем за три раунда разобрался с абсолютным чемпионом среди тяжеловесов Бастером Дагласом. В тот раз, во-первых, бывший круизёр Холифилд имел в активе 6 боёв против тяжеловесов, а во-вторых, ему достался не доминатор дивизиона, а его временный суррогат. Не считая Леона, во всех названных случаях чемпиону-тяжеловесу противостоял бывший чемпион в лимитированной категории, причём М. Спинкс и Холифилд были абсолютными чемпионами. Али и Даглас были абсолютными чемпионами в тяжёлом весе. Дэвид Хэй и Владимир Кличко абсолютными чемпионами не были, зато единовременно обладали двумя-тремя важнейшими титулами.
Итак, наконец 35-летнему общепризнанному народному чемпиону Владимиру Кличко предстоит отстоять честь хевивейта. Которая уже была подпорчена тем, что вчерашний круизёр Дэвид Хэй отобрал титул чемпиона WBA у 36-летнего тяжеловеса Николая Валуева. После поражения Русского Гиганта чрезмерного ора о кризисе не было, поскольку Валуев считался более слабым чемпионом, чем Даглас. На настоящий момент у британца примерно аналогичный опыт противостояний тяжеловесам, какой был у Холифилда перед встречей с Бастером и тем не менее этот опыт невелик. Дополнительную неприятность добавляет то обстоятельство, что Хей, в отличие от братьев Спинкс, Мурера и прочих круизёров, становившихся чемпионами-тяжеловесами, имеет в пассиве поражение нокаутом от недотяжа. К слову, Рой Джонс имел одно поражение в виде дисквалификации, да и от завоеванного титула чемпиона-тяжа он почти сразу отказался, а Джеймса Тони титулом чемпиона-тяжа не наградили вовсе. Кроме того, необходимо признать, что в отличие от постаревших и уставших от славы Али и Холмса Владимир находится едва ли не на пике формы, по-прежнему голоден для побед и у него большие надежды на славу великого чемпиона.
С 2005 года Владимир Кличко очень хочет доказать, что он стал другим боксёром — стойким, смелым и непобедимым. За прошедшее время он победил всех соперников и успешно выстоял против нескольких панчеров. Тем не менее ему давно не противостоял оппонент, сочетающий в себе не только наличие панча, но и скорость. Можно сказать, что у него за всю его карьеру таких соперников было трое — Маклайн, Сандерс и Вильямсон, при этом ни у кого из них не сочетались сразу и в полной мере опасный панч и высокая скорость. Так, Маклайн и Вильямсон хорошо двигаются, но панчерами их назвать сложно. У Сандерса есть разовый панч, у него быстрая реакция и быстрые руки, однако про его ноги этого уже не скажешь. Из названных только Маклайн почти ничего не добился против Кличко. Зато Сандерс и Вильямсон отправляли Владимира на канвас, а сами оставались на ногах. В отличие от них, Дэвид Хэй в равной мере обладает как убийственным ударом, так и высочайшей скоростью передвижения в ринге. Однако всем вышеназванным он уступает в линейных размерах, и, следовательно, его возможности доставать Кличко с места существенно меньше. Маклайну и Сандерсу, кроме того, он значительно уступает в держании удара.
Вообще, линейные размеры в противостоянии Владимиру играют важнейшее значение, именно благодаря им Томпсон даже превзошёл Кличко по числу точных ударов. Владимир относительно легко и, как говорится, без шансов забивает или перестукивает оппонентов с ростом ниже 190 см, за редким и, как правило, форс-мажорным исключением, вроде первого противостояния Брюстеру. Хэй не может похвастать размерами: они у него весьма посредственные для современного тяжеловеса. При росте 191 см и сравнительно коротких руках британец имеет боевой вес на уровне Вильямсона, которого в народе называют "глистообразным дрыщом". В историческом плане Хэй пока фундаментально уступает Эвандеру Холифилду. И даже в случае победы3D над Владимиром ему ещё предстоит закрепить свой успех как минимум двумя-тремя громкими победами.
До боя остаётся несколько дней, а до взвешивания на один день меньше. И уже взвешивание даст нам ответы на некоторые вопросы. Если Хэй покажет 98 кг и меньше, то его тактикой, очевидно, будет беготня от Владимира с расчётом на лаки-панч. И чем меньшим у него будет вес, тем более "адским" будет "велосипед". Темп боя будет весьма невысокий, а его содержание многим походить на такие матчи3D, как Кличко — Ибрагимов и Хэй — Харрисон. Владимир, как обычно, будет поддавливать соперника, подшагивать к нему для прицельной бомбёжки прямыми ударами, преимущественно слева. Хэй будет держаться за пределами досягаемости рук украинца, затем резко рвать дистанцию, пробивать с обеих рук короткую серию и пассивно клинчевать. Кроме того, британец будет пытаться провалить украинца и оглушить его неожиданным встречным ударом, как правило, справа, как это удалось Вильямсону. Владимир, скорее всего, не будет искушать судьбу и пытаться поймать соперника на встречный. Если Хэю удастся потрясти Владимира, он в дальнейшем сможет прибрать инициативу и добить Кличко. В противном случае поединок либо пройдёт всю дистанцию, либо Владимиру удастся "подустать" соперника и нокаутировать его во второй половине поединка. Объединительные матчи в большинстве своём скучные и проходят всю дистанцию. Исключения составили лишь бои, в которых относительно крепкому чемпиону противостоял "хрустальный" чемпион. В нашем случае оба боксёра претендуют на звание "хрустальной челюсти".
Если Хэй наберёт больше 100 кг, то его тактикой будет упование на клинчи. Уже при весе 101 кг, который Хэй однажды имел (в матче3D против Руиза), британец получит некоторое преимущество в мощи против Владимира, а при большем весе — ещё большее. В этом случае англичанин, лишённый возможности демонстрации навыков боксирования на средней и особенно дальней дистанции, будет стараться полностью выложиться в клинчах. Тем более что Владимир обычно ведёт себя в клинчах экономно и старается сохранять силы для плодотворной работы на дальней дистанции. У Кличко имеется изъян вблизи, который в своё время выявляли Питер и Чемберс: если резко вырваться из объятий украинца вправо, его можно успеть огреть правым боковым поверх его опущенной левой руки. Лучше всего это удавалось Эдди Чемберсу, который, в отличие от Питера, имеет более быстрые руки. Кроме того, он и более ловкий и изворотливый. Однако у Эдди напрочь отсутствовал сильный удар, поэтому Кличко проглатывал его шлепки как пощёчины от любимой девушки. У Хэя руки такие же быстрые, как у Эдди, а его длинный правый полубоковой поверх рук соперника — едва ли не коронный удар. 95-килограммовый невысокий Чемберс достаточно уверенно перебарывал 110-килограммового долговязого украинца в клинчах, он поднимал его над собой и сбрасывал на пол.
Поэтому умеренно раскачавшийся Хэй способен вырваться из "щупалец" Кличко либо стряхнуть его, как акула спрута, и, взорвавшись яростно-сумбурной серией, суметь донести до "хрустальной" челюсти "спрута" один-два точных удара, которых вполне окажется достаточно. Обладая звериным инстинктом убийцы, далее британец, не теряя шанса, прессует соперниками панчами вплоть до нокдауна/нокаута. Явным минусом набора дополнительной массы помимо снижения скорости является повышенная энергоёмкость и как следствие существенные потери в выносливости. Тем более что в клинчах Дэвиду потребуется совершать множество резких движений, которые быстро утомляют и изматывают. Поэтому раскачавшемуся до 101 кг и более Хэю потребуется завершать поединок против Кличко как можно скорее, не затягивая до 6-8-го раунда. В противном случае далее инициативу навсегда перейдёт к Кличко, и тот нокаутирует британскую выскочку через пару раундов.
На стороне Хэя — молодость. Он моложе украинца на 4,5 года, что в данной ситуации является вполне критичной разницей в пользу британца. По негативным тенденциям оба боксёра находятся в равном положении. У обоих бойцов за последние 4-5 боев выявлена явная тенденция снижения как работоспособности в ринге, так и эффективности. Как отмечает аналитический сайт CompuBox.com, процент точных ударов у Кличко постоянно снижается: с 50,3% с Рахманом до 30,6% с Чагаевым, 24,2% с Чамберсом и 19,6% с Питером II. И как видно из перечня приведённых соперников, всё дело не в соперниках, поскольку Рахман и Питер II мало подвижные оппоненты. Также тенденция снижения точности попаданий выявлена и у Хэя. При этом по числу чистых панчей Кличко превзошёл Чагаева и Чамберса менее чем вдвое. Аналитики CompuBox.com отметили также, что после перехода в тяжёлый дивизион работоспособность Хэя снизилась в полтора раза притом, что и ранее она была лишь средней. Следовательно, можно уверенно предположить, что в противостоянии Кличко — Хэй процент попаданий будет относительно невысоким, а темп ниже среднего. Традиционно в таком противостоянии легко и уверенно побеждал Кличко, если не считать его быстро закончившегося боя против Корри Сандерса.
Впрочем, если Кличко нокаутирует Хэя так же быстро, как Рэя Остина, меня это мало удивит, ибо так и должно случиться по идее. По идее, согласно которой никакого кризиса в хевивейте нет, да и не было.