Рудольф Сикорски «Они меня научили разным вещам, вроде полунельсонов, бостонского
захвата, вертушке и прочему. А Дэна они научили как орать на судью, чтобы
вызвать как можно больше ажиотажа...
Однажды они стали учить меня штуке под названием "брюхом-об-пол", это
когда я должен прыгнуть на парня, а он в последнюю минуту уворачивается. Но
почему-то у меня не получалось, все время я умудрялся плюхнуться на этого
парня, прежде, чем он успевал увернуться.»
Уинстон Грум, Форрест Гамп. Когда в начале 2004 года был проведен опрос на тему «Какой вид спорта вы считаете самым трудным?», профессиональный бокс занял почетное первое место, обогнав регби, хоккей, американский футбол и все остальные виды спорта с хорошим отрывом.
Когда Майк Тайсон провозгласил себя «Baddest Man on Earth» (Крутейшим мужиком на планете), никто не спорил. Когда Мохаммеда Али называют величайшим атлетом, надевшим перчатки, мало кто этому возразит. Когда Леннокс Льюис назвался Львом (подразумевая Короля зверей), единицы могли противопоставить ему сколько-нибудь внятный контр-аргумент.
Чемпион мира по профессиональному боксу по праву может называться самым сильным человеком на земле, особенно если речь идет о супертяжелой весовой категории. По праву ли?
Эпиграф подобран неслучайно. Рассмотрим профессиональный рестлинг – поистине величественный аттрацион, привлекающий массовое внимание. «Что общего между профессиональным боксом и рестлингом? - спросите вы. – Как можно сравнивать это инсценированное шоу с битвами не на жизнь, а на смерть, проходящими в квадратном круге между боксерами профессионалами?»
Во-первых, обратите внимание на иронию, заключенную уже в названии: «профессиональный рестлинг».
Во-вторых, заметьте, как профессиональный рестлинг все чаще выбирается из кабельных сетей на мейнстримовые спортивные (и не только спортивные) каналы – Евроспорт, в частности.
В-третьих, в профессиональном рестлинге точно также существуют рейтинги, звезды, новички, церемонимейстеры, клички и толпы поклонников, готовых платить кровные тугрики за место на табуреточке в переполненном зале или выкладывать n-ные суммы за трансляцию ключевых поединков, как будто эти поединки таят какую-то интригу.
В-четвертых, как и в сегодняшнем боксе, промоутеры и сами «бойцы» выбирают своих следующих соперников, причем принцип подбора таков: «звезда» против малоизвестного лузера. Между собой «звезды» дерутся в очень редких случаях.
В-пятых, так же, как и в сегодняшнем боксе, статус чемпиона в профессиональном рестлинге является чем-то эфемерным и особого значения для публики не имеет. Публика приходит смотреть, как Халк Хоган ударит кого-нибудь табуреткой, им неважно, наденут ли после этого на него какой-нибудь пояс. Ну а в боксе? Поясов развелось так много, что публика запуталась в несчетном количестве чемпионов, а Глен Джонсон и Антонио Тарвер даже подрались просто так, забыв о всяких там никому не нужных титулах.
Что я хочу сказать-то? Я хочу сказать – еханый бабай, куда катится бокс?!
Крис Берд выбирает соперника, чтобы отстоять звание чемпиона! Хотя нет, подождите, сейчас принято говорить «чтоб отстоять свою четверть титула»! Говоря словами Форреста Гампа, «Это что за хрень?!»
Дон Кинг устраивает супер-аттракцион, где два лучших друга по жизни разыгрывают драматическую постановку «Не бей меня сильно, а то я поссорю наших жен», бывшая легенда пытается подогреть публику очередным обещанием «выйти и надрать задницу всей этой сопливой молодежи», а бывший чемпион мира проводит показательное выступление против неудачливого барного вышибалы из Австралии в попытке переиграть Ролана Быкова в его амплуа «О, как я зол!»
Кандидат на вступление в Холл Славы в среднем весе выстреливает защиты своих титулов оглушительными очередями против соперников, вытянутых за уши из пойди разбери каких подворотен!
Рикки Хаттон зарабатывает больше денег, чем Билл Гейтс, заполняя стадионы Англии желающими посмотреть на очередной бой с тенью (спасибо тебе, Господи, за Костю Цзю, скоро этот цирк закончится)!
Позиции в рейтингах меняются быстрее, чем сменяются кадры на кассетах Илоны Давыдовой!
Между местными любимчиками и безработными всех стран организовываются инсценированные поединки с предсказуемыми на бумаге, но сомнительными на деле исходами! Против боксера, которому платят как заведомому лузеру, драться выходят одновременно соперник, рефери и три коррумпированных человека в строгих костюмах, прячущих под судейскими картами конверты без адресов и почтовых штемпелей!
Американского профессиональго боксера поймали после организации 23-х (!!!) фиктивных боев для выведения его на чемпионский бой с целью отхватить капусты! Хорошо хоть, поймали! Да кто поймал – федеральные власти, а никак не официальные боксерские организации, которые вроде бы и должны ратовать за чистоту и авторитетность своих рейтингов. Да зачем им это надо? Допустим, состоялся бы бой между липовым претендентом и каким-нибудь чемпионом – что бы это изменило в плане интереса публики? Да и сам чемпион во множестве случаев – не такая же липа, как этот самый претендент? Роки Марчиано, поговаривают, трижды дрался с одним и тем же человеком, записанным под разными именами. А однажды даже с собственным двоюродным братом.
Неужели профессиональный рестлинг – это естественная эволюция профессионального бокса? Как же обрадуются тогда организаторы – взяток платить не надо, за рейтинги драться – тоже, публику пытаться обмануть необходимость отпадет, все будет чинно-мирно: здравствуйте, давайте денежку, пожалуйте билетик, второй ряд направо, да-да, все верно, сегодня «Великий и ужасный» кто-то там будет вам на потеху колошматить учителя физкультуры из Васюков, следующий, пожалуйста... Энди Ворхолл как-то разозлил целую кучу людей, собрав с них деньги за вход в кинотеатр, где демонстрировался фильм его режиссуры. В течение часа публика наблюдала одного известного актера, который просто сидел, стоял или лежал, ходил, курил, ел, смотрел телевизор, не издав за все время ни слова и изредка поглядыя в камеру. Энди Ворхолл защищался, сказав: зачем вам сюжет? Зачем вам интрига? Зачем вам завязка, кульминация, все эти нервы, которые не восстанавливаются? Вы ведь все равно приходите смотреть на своего любимца. Вы ведь дыхание задерживаете, когда он в кадре появляется! Ну я вам и показал вашего любимца! Показал долго, не отвлекал вас всякими там второстепенными персонажами, не заслонял его лица ненужными кадрами из каких-то там сюжетных линий! Почему вы недовольны?
И действительно, неужто вы считаете, что стадионы Рики Хаттона опустели бы, если бы следующим был не Костя Цзю, а какой-нибудь охранник из Арканзаса? Что Бернард Хопкинз не попал бы в список Лучших из лучших, если бы после Истмана против него вышел Глен Келли? Что Майк Тайсон не собрал бы полный зал, если бы после Холмса он вызвал бы на бой Шмеллинга?
Если бы бокс был спортом, как, например, футбол, всего этого безобразия с поясами мы не знали. Мы бы видели старые добрые отборочные туры, одни-восьмые финала, четверть-финалы, полу-финалы и борьбу за золотую, серебрянную и бронзовую медаль в каждом весе. Чемпионы бы не сидели на поясах, как попугаи на жердочке, а завоевывали бы их из года в год, из чемпионата в чемпионат, чтобы ПО ПРАВУ считаться лучшими в своем виде. Как это происходит в теннисе, в баскетболе, в хоккее – да что там! Как это происходит в СПОРТЕ, а не в профессиональном рестлинге. Разве футбол страдает в экономическом плане оттого, что у них нет Дона Кинга или Боба Арума? Разве НБА потеряло оттого, что в их чемпионате выигрывает одна команда, и нет трех других, называющих себя чемпионами каких-нибудь ВБА, МБА, НБС, НБА-ИК, АБВГД, ЕПРСТ? Как же получается, что К-1 (который мне, впрочем, не особенно и нравится) умудряется одновременно быть отличным шоу, но и проводить свои чемпионаты по правилам, не вызывающим недоумения и подозрения? Почему Реми Боньяски должен каждый год после выигранного турнира подниматься вверх через все отборочные туры, четверть- и полуфиналы, чтобы в очередной раз доказать свое королевское звание, победив лучшего претендента в финале, а профессиональный боксер-чемпион, схватившись зубами за пояс, выбирает: этого не хочу, этого не хочу, с этим будет мало денег, этот может и в бубен дать, а вот этот – в самый раз!
Я возмущен, но каждый раз, как сопливый тинейджер при виде Халка Хогана на ТНТ-Нитро, я замираю у экрана, загипнотизированный волшебной фразой “Let’s get ready to rumbbbbbbllllllle!...” Я люблю бокс, как нельзя перестать любить покалеченную в аварии собаку, как нельзя перестать восхищаться шедевральным кино, записанным за затертую до дыр, шипящую и проскакивающую пленку, как нельзя перестать любить роман или повесть, напечатанную в изорванном нерадивыми знакомыми журнале... Люблю, но ничем не могу помочь.